Sorry, this entry is only available in Russian, Uzbek and Qaraqalpaq. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in this site default language. You may click one of the links to switch the site language to another available language.

Министерство высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан

 Территориальное управление Министерства высшего образования, науки и инноваций Республики Каракалпакстан

Профессиональная школа №1 города Нукус

ПРАВИЛА ЭТИКИ И МОРАЛИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1

ГОРОДА НУКУС

Нукус – 2023

 

Настоящие правила этики и морали были утверждены решением Научно-педагогического совета Профессиональной школы №1 города Нукус от 24 ноября 2023 года (протокол № 8).

 

«Мы продолжаем мобилизовать все силы и возможности нашего государства и общества, чтобы наша молодежь развивалась как высокоинтеллектуальные и духовно развитые личности, которые на мировом уровне не будут уступать своим сверстникам ни в одной сфере и быть счастливыми».

Ш.М. МИРЗИЁЕВ

 

УВАЖАЕМАЯ МОЛОДЕЖЬ!

Вы поставили перед собой высокую цель овладеть профессиональными знаниями. На этом пути от вас требуется:

– Стать высококвалифицированными специалистами мирового уровня с глубокими знаниями, способными удовлетворить потребности нашего народа в профессиональных услугах, а также иметь глубокие знания о мировой культуре, истории, философии, экономике и социально-политических процессах, международной политике, ставить перед собой высокие цели и быть патриотом;

– Проявлять уважение и почтение к общечеловеческим и национальным ценностям, традициям, с терпимостью относиться к социальным и культурным различиям.

– Работать над совершенствованием интеллектуальных и общекультурных знаний, стремиться к духовному и физическому развитию.

– Проявлять настойчивость в достижении целей, принимая во внимание этические и правовые нормы и обязательства.

– Быть специалистом с обширными знаниями, хорошо владеющим иностранными языками и информационными технологиями, изучать зарубежный опыт, соответствующий требованиям времени.

– Овладеть современными достижениями в своей области, анализировать информацию в глобальных сетях, демонстрировать свою человечность и патриотизм.

– Полностью понимать, анализировать и высказывать личное отношение к проблемам общества и команды.

– С уважением относиться к этическим и правовым нормам, действовать в интересах коллектива, ставить интересы команды выше собственных, достигать того, чтобы добро, справедливость и благотворительность стали вашими жизненными ценностями.

 

 

Раздел 1. Общие правила

 

1.1. Правила этики и морали Профессиональной школы №1 города Нукус (в дальнейшем именуемые «Правила») разработаны на основании Конституции Республики Узбекистан, законов «Об основах государственной политики в отношении молодежи», «О повышении эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана», «О принципах и гарантиях свободы информации», постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 августа 2020 года № 466 «О нормативно-правовых актах, регулирующих систему непрерывного начального, среднего и среднего специального профессионального образования в Республике Узбекистан», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 ноября 2020 года № 715 «О правилах приема в профессиональные образовательные учреждения Республики Узбекистан», постановления Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2019 года № ПҚ-4512 «О мерах по ускоренному развитию животноводческих отраслей в Республике Каракалпакстан», Закона Республики Узбекистан от 23 сентября 2020 года № ЎРҚ-637 «О образовании», приказов Министерства высшего образования, науки и инноваций, Устава профессиональной школы, внутренних регламентов и общепризнанных моральных и этических принципов, а также на основе методических рекомендаций Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан 2018 года «О создании здоровой морально-образовательной среды в высших учебных заведениях, взаимном уважении среди членов коллектива, культуре одежды, культуре общения, правилах этики и морали».

1.2. При разработке настоящих Правил было учтено, что основная задача Профессиональной школы заключается в предоставлении образования и воспитания, а также в установлении правовых основ для получения образования, воспитания и профессионального обучения, а также в обеспечении конституционного права каждого на образование и разработке эффективных форм и методов духовного и морального воспитания и просветительской работы.

1.3. «Правила» устанавливают нормы поведения, которые обязательны для всех членов коллектива Профессиональной школы в их взаимоотношениях внутри школы.

1.4. Каждый человек, принимаемый на обучение или на работу, обязан ознакомиться с «Правилами» и подписать обязательство о соблюдении их.

1.5. Профессиональная школа заинтересована в соблюдении норм «Правил» в своих взаимоотношениях с общественными, государственными и частными организациями, образовательными и научными учреждениями, предпринимателями, средствами массовой информации и родителями студентов.

1.6. Соблюдение «Правил» является обязательным для всех членов коллектива профессиональной школы.

 

Раздел 2. Цели и задачи

 

2.1. Цель «Правил» – создание здоровой моральной и социально-психологической среды в профессиональной школе, повышение ее репутации и авторитета, содействие подготовке высококвалифицированных кадров, соответствующих высоким моральным и этическим требованиям, и укрепление позиции школы в обществе и образовательной системе.

2.2. Основные задачи «Правил»:

– подготовка специалистов с высокими морально-этическими качествами, которые осознают свою ответственность перед обществом, государством и семьей, понимают и поддерживают внутреннюю и внешнюю политику государства, являются патриотами и гражданами, предпринимателями и новаторами, вооруженными современными знаниями и обладающими высокими человеческими качествами, стойким характером, твердыми убеждениями и сознательностью, способными бороться с невежеством просветительскими методами;

– развитие и защита идеологического иммунитета членов коллектива профессиональной школы;

– предотвращение любых действий, направленных на нарушение морали и этики среди молодежи, включая насилие, аморальность и жестокость, защиту молодежи от алкоголизма, наркомании, других опасных угроз и экстремистских влияний, и противодействие распространению низменной «массовой культуры».

 

Раздел 3. Общие правила этики и морали членов коллектива

 

3.1. Взаимоотношения между членами коллектива Профессиональной школы должны быть основаны на взаимопонимании, доверии, уважении и заботе друг о друге.

3.2. Основной принцип взаимоотношений в Профессиональной школе – право одного человека не должно нарушать права другого. Свобода слова членов коллектива не дает права на клевету, оскорбления, демонстративное игнорирование общепринятых моральных норм и использование неприличных выражений в общении.

3.3. В Профессиональной школе следует обращаться друг к другу исключительно на «Вы».

3.4. На различных мероприятиях (совещаниях, торжественных собраниях, практических встречах, праздниках) необходимо проявлять уважение к выступающим, соблюдать порядок и тишину. В случае необходимости можно покинуть место, если прерывается речь, но возвращение должно быть до начала следующего выступления.

3.5. При входе в здания и на лестничные площадки необходимо пропускать вперед женщин и людей старшего возраста.

3.6. Каждый входящий в здание должен предъявить удостоверяющий документ ответственному лицу или дежурному.

3.7. Члены коллектива должны передвигаться по школе по правой стороне дороги. При встрече друг с другом рекомендуется обмениваться приветствиями, особенно когда студенты приветствуют преподавателей и старших.

3.8. Запрещено размещать в интернете информацию, не относящуюся к внутренним делам школы, или использовать интернет в других целях.

3.9. Запрещено использовать компьютеры Профессиональной школы для хранения, распространения и пропаганды материалов, не относящихся к образовательному процессу, включая незаконные религиозные материалы, непристойные изображения, материалы, разжигающие национальную, расовую, этническую или религиозную ненависть.

3.10. Запрещается использование аудио- и видеоаппаратуры (телефонов, планшетов и других устройств) во время учебных занятий и работы, если это мешает учебному процессу.

3.11. Члены коллектива должны приходить на занятия и на работу вовремя в соответствии с установленным расписанием.

3.12. Запрещается совершение любых правонарушений, включая клевету, оскорбления, распространение информации, наносящей моральный или материальный вред другим членам коллектива, нанесение телесных повреждений, употребление наркотиков, алкоголя, нарушение общественного порядка, участие в азартных играх и другие формы правонарушений.

 

Раздел 4. Правила дресс-кода для членов коллектива в Профессиональной школе

4.1. Внешний вид является начальной информацией о человеке и играет важную роль в его жизни и деятельности, поэтому члены коллектива Профессиональной школы должны соблюдать дресс-код.

4.2. Запрещается носить одежду, не соответствующую требованиям нормативных документов и образцам, размещённым в входных зонах Профессиональной школы. Члены коллектива должны приходить в чистой и соответствующей государственному учебному заведению одежде (дальнейшие пункты содержат отдельное описание дресс-кода).

4.3. Запрещается носить в Профессиональной школе одежду, привлекающую внимание, прозрачную, облегающую, открывающую плечи, грудь и живот, а также верхние части ног выше колена, слишком тесную, спортивную одежду, одежду с металлическими цепями, заклёпками, украшенную бусинами, необычные прически, чрезмерный макияж, небритые лица и одежду с признаками низкой “массовой культуры”.

4.4. Одежда должна быть без лишних украшений, классическая — костюм, брюки, юбка, блузка, рубашка и галстук. Ширина галстука средняя, его длина до пояса, цвет галстука должен сочетаться с костюмом и рубашкой. Костюм, брюки, юбки должны быть черного, серого или синего цвета из гладких или полосатых классических тканей, рубашка и блузка — белого цвета. Длина юбки не должна превышать колено.

4.5. Аксессуары (сумки, очки и украшения) должны соответствовать корпоративному стилю, быть свободными от излишних украшений. Ювелирные изделия (браслеты, кольца, бусины и другие) должны быть сдержанными, изящными и ненавязчивыми.

4.6. Ученики должны носить сумки-портфели черного, серого или коричневого цвета, подходящие к верхней одежде, для ручек, карандашей, книг и тетрадей.

4.7. Для руководства, преподавателей, мастеров производственного обучения, сотрудников и учеников Профессиональной школы запрещается:

   а) Для женщин и девушек:

– Одеяния с длиной выше колена, прозрачные и блестящие ткани, облегающие, открывающие грудь, живот и плечи блузки и рубашки;

– Одежда с ненадлежащими этическими надписями, рекламными надписями, государственными символами, изображениями насилия и непристойности, а также изорванная, рваная и джинсовая одежда;

– Спортивная одежда и короткие брюки (только для уроков физической культуры и после уроков в спортивных зонах);

– Хиджаб и другие религиозные одежды;

– Использование пакетов и сумок для повседневных нужд и покупок.

   б) Для мужчин:

– Одеяния с облегающим, блестящим видом, ненадлежащими этическими надписями, рекламными надписями, государственными символами, изображениями насилия и непристойности, а также изорванные, рваные и джинсовые одежды;

– Спортивная одежда и короткие брюки (только для уроков физической культуры и после уроков в спортивных зонах);

– Использование пакетов и сумок для повседневных нужд и покупок;

– Длинные волосы и бороды.

4.8. Запрещается приходить в школу с бодимодом, татуировками и пирсингами.

 

Раздел 5. Взаимоотношения между преподавателями, мастерами производственного обучения и учащимися в образовательном процессе

5.1. Взаимоотношения между преподавателями, мастерами производственного обучения и учащимися в образовательном процессе основаны на национальных традициях «Учитель-ученик».

5.2. При входе преподавателя в аудиторию все ученики должны встать и поздороваться, а затем занять свои места только с разрешения преподавателя. Опоздание учеников на занятия строго запрещено. Вход опоздавших учеников на занятия допускается только с разрешения заместителей директора.

5.3. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 139 от 21 мая 2012 года «О порядке использования мобильных телефонов» использование мобильных телефонов во время учебных занятий строго запрещено для всех.

5.4. Если ученик своими неподобающими действиями мешает традиционным и дистанционным занятиям, преподаватели могут уведомить заместителей директора о возникшей ситуации и с их разрешения удалить такого ученика с занятий.

5.5. Если ученику необходимо общение с преподавателем во время учебных и дистанционных занятий или вне их, он должен четко знать следующее:

– преподаватель проводит занятия в соответствии с расписанием, в традиционных и онлайн-форматах, во время консультаций, при выполнении самостоятельных работ, оценивании знаний или в назначенное по соглашению время;

– ученик должен знать должность, имя и фамилию преподавателя, а также указывать свое полное имя и фамилию на личной странице при участии в онлайн-занятиях через различные платформы.

5.6. Ученик не имеет права требовать даже краткого разговора с преподавателем, если он пришел без предварительной договоренности или в несоответствии с планом пересдач, или пропустил общие или согласованные консультации.

5.7. Ученики могут обратиться к руководству с просьбой заменить преподавателя только по серьезным причинам, таким как грубость, взяточничество, или доказательства нарушений преподавателем установленного порядка проведения занятий. Обращение должно быть оформлено письменно, и должно быть мнение группы.

5.8. Если возникают разногласия по поводу оценки знаний между учеником и преподавателем, ученик может обратиться с просьбой предоставить разрешение на сдачу предмета специальной комиссии к заведующему кафедрой. Обращение должно быть обоснованным. Такие вопросы решаются по представлению заведующего кафедрой руководителем отдела или заместителями директора.

 

Раздел 6. Взаимоотношения между преподавателями и мастерами производственного обучения

6.1. Взаимоотношения между преподавателями и мастерами производственного обучения должны строиться на принципах единства коллектива, взаимного уважения и внимания, дружбы, солидарности, честности и справедливости.

6.2. В отношениях между преподавателями и мастерами производственного обучения строго запрещены неуважение к человеческому достоинству, уничижение личности, присвоение чужой интеллектуальной собственности, грубость, использование непристойных слов, драки, а также нанесение морального, материального или физического вреда другим.

 

Раздел 7. Взаимоотношения между учащимися

7.1. Взаимоотношения между учащимися должны строиться на принципах единства коллектива, взаимного уважения и внимания, дружбы, солидарности, честности и справедливости.

7.2. В отношениях между учащимися строго запрещены неуважение к человеческому достоинству, уничижение личности, присвоение чужой интеллектуальной собственности, грубость, использование непристойных слов, драки, а также нанесение морального, материального или физического вреда другим.

 

Раздел 8. Этические обязательства преподавателей и мастеров производственного обучения

– В процессе занятий пропагандировать национальные традиции и ценности, связанные с этикой и моралью;

– Содействовать формированию здорового образа жизни среди молодежи, предостерегать их от алкогольной и наркотической зависимости, других опасных угроз, а также от религиозного и экстремистского воздействия, низкопробной «массовой культуры»;

– Взаимодействовать с коллегами и учениками разных национальностей на основе терпимости, доброжелательности и взаимного уважения;

– Помогать в разработке эффективных форм и методов морального и этического воспитания и просветительской работы;

– Быть образцом для учеников в соблюдении правил этики и дресс-кода, установленных этими правилами;

– Сообщать в учебный отдел или заместителям директора об учениках, нарушающих правила этики, поведения, внешнего вида, и исключать их из занятий;

– Избегать действий, противоречащих интересам Профессиональной школы, предотвращать любые случаи, которые могут негативно сказаться на репутации и статусе учебного заведения;

– Немедленно информировать администрацию о любых неприятных событиях или инцидентах;

– Не использовать информацию о Профессиональной школе для нанесения вреда его интересам и репутации или в корыстных целях.

 

Раздел 9. Обязанности учащихся в области этики

 

а) На территории Профессиональной школы:

– входить на территорию, предъявив студенческий билет;

– не загрязнять территорию и выбрасывать мусор только в специально отведенные контейнеры;

– здороваться с преподавателями и старшими;

– не находиться без необходимости на территории во время учебных занятий;

– бережно относиться к имуществу Профессиональной школы;

– соблюдать нормы одежды и поведения в общении;

– не размещать рекламные материалы без разрешения ответственных лиц;

– соблюдать порядок на территории Профессиональной школы;

– при пользовании лестницами пропускать инвалидов, пожилых людей, беременных женщин и наставников;

– бороться с употреблением и распространением наркотиков, психотропных веществ, алкоголя и табачных изделий. Особо отмечается, что несвоевременное уведомление соответствующих организаций о вышеуказанных нарушениях может привести к ответственности.

– соблюдать принципы терпимости, вежливости и взаимного уважения в отношениях с преподавателями и сверстниками разных национальностей.

 

б) В аудитории:

– выключать мобильные телефоны;

– не разговаривать во время уроков;

– бережно относиться к оборудованию, не писать на партах и стенах, не портить учебные материалы (не чертить, не красить и не рвать);

– не оставлять бумагу и другие ненужные предметы;

– не приносить еду, напитки и жвачку, не оставлять их на столах и не выбрасывать;

– убирать аудиторию после занятий (стирать доски, очищать от мусора).

 

в) В местах общего питания:

– соблюдать очередность при получении еды;

– уважать преподавателей, женщин и пожилых людей в случае скопления людей;

– не создавать шум во время еды;

– не заниматься посторонними делами в зоне питания;

– не занимать столы, предназначенные для преподавателей.

 

г) В информационном ресурсном центре:

– поддерживать вежливые отношения с сотрудниками информационного центра;

– входить в информационный центр только для получения знаний и подготовки к занятиям;

– бережно относиться к книгам и оборудованию;

– не говорить громко и не мешать окружающим;

– не оставлять мусор, такой как бумага и жвачка;

– соблюдать правила получения и возврата книг.

 

д) В общежитии студентов:

– заботиться о сохранности имеющегося оборудования и не повреждать его;

– экономно использовать электричество и водные ресурсы;

– соблюдать санитарные и гигиенические нормы;

– строго придерживаться «Положения» и «Внутренних правил» общежития.

 

е) В спортивных комплексах:

– входить в спортивный комплекс в спортивной одежде и обуви;

– бережно относиться к спортивному инвентарю;

– возвращать спортивный инвентарь на отведенные места после занятий;

– соблюдать правила и порядок спортивного комплекса.

 

ж) В культурных центрах и местах проведения массовых мероприятий:

– уважительно относиться к местам и оборудованию;

– не свистеть, не кричать и не выходить без необходимости до окончания мероприятия;

– не засыпать на местах, не ложиться на сиденья, не мешать другим.

 

Также:

– стремиться создавать положительное впечатление о Профессиональной школе своим примером и знаниями;

– глубоко понимать и стремиться к совершенству, честности и справедливости;

– заботиться о благе, достоинстве и традициях Профессиональной школы, а также уважать его репутацию и авторитет.

 

Раздел 10. Ситуации, связанные с моральными и этическими вопросами для учителей, наставников производственного обучения и учащихся

 

Учителю и наставнику производственного обучения запрещается:

– уничижать личность и достоинство членов коллектива, обсуждать личные и семейные проблемы других;

– разжигать слухи, сплетни и клевету в отношении членов коллектива и других лиц;

– обсуждать профессиональные и личные недостатки коллег с учащимися;

– необоснованно отстранять учащихся от учебных занятий;

– проводить коммерческую рекламу во время учебных занятий;

– заниматься религиозной агитацией на учебных занятиях;

– приходить на занятия в нетрезвом виде, с неухоженной внешностью или без соблюдения дресс-кода;

– оставлять личный транспорт на территории Профессиональной школы с нарушением установленных правил;

– употреблять алкогольные напитки и табак на территории Профессиональной школы, а также употреблять наркотики или психотропные вещества;

– не соблюдать нормы одежды.

 

Учащемуся запрещается:

– проявлять грубость по отношению к учителям и наставникам, говорить необоснованные вещи во время занятий;

– обсуждать оценки, выставленные учителем, с другими лицами;

– совершать действия, связанные с обманом, хулиганством или отвлечением учителей;

– проявлять неуважение к сотрудникам и своим сверстникам;

– защищать письменные работы и получать помощь извне в период экзаменов, а также оказывать помощь другим;

– представлять задания или письменные работы, подготовленные другими, как свои собственные;

– пропускать занятия или опаздывать на них;

– выходить из аудитории без разрешения учителя во время занятий;

– умышленно наносить вред усилиям других учеников;

– демонстрировать свою финансовую обеспеченность различными способами;

– оставлять личный транспорт на территории Профессиональной школы с нарушением установленных правил;

– употреблять алкогольные напитки и табак на территории Профессиональной школы, а также наркотики или психотропные вещества.

 

Раздел 11. Этические отношения между администрацией, учителями, наставниками производственного обучения и сотрудниками

11.1. Отношения между администрацией, учителями и сотрудниками основаны на взаимном уважении, согласии, трудолюбии, терпимости, гуманности, заботе и справедливости.

11.2. В процессе сотрудничества по вопросам трудовой деятельности администрации, учителей и сотрудников не допускается оказание давления одной стороной на другую, а также принятие решений, противоречащих принципам справедливости и интересам образовательного учреждения.

11.3. Проблемы, возникающие между сотрудниками одного уровня, рекомендуется решать в рабочем порядке. Решение различных проблем в рабочем процессе между сотрудниками одного уровня предполагается в пределах их полномочий, без привлечения администрации.

11.4. Обращения в администрацию по какому-либо вопросу в команде организуются на основе принципа субординации.

11.5. Инициативы и идеи по улучшению духовно-нравственного климата Профессиональной школы со стороны учителей и сотрудников поощряются.

11.6. Администрация предоставляет удобное рабочее место, современные компьютеры, доступ в интернет, библиотечные фонды и информационные ресурсы для профессионального и интеллектуального развития учителей и сотрудников, а также создает все условия для отдыха, оздоровления и физического укрепления.

 

Раздел 12. Порядок поощрения и применения мер воздействия

 

12.1. В течение учебного года члены коллектива, полностью соблюдающие данные «Правила» и способствующие укреплению и развитию высокого морально-нравственного климата в Профессиональной школе, будут материально или морально поощрены в соответствии с установленным порядком по рекомендациям руководителей отделений, заведующих кафедрами или специальной комиссии.

12.2. В случае нарушения данных «Правил» применяются меры воздействия в соответствии с внутренними правилами дисциплины Профессиональной школы. Также, с целью обеспечения общественного контроля за поведением членов коллектива, случаи несоблюдения данных правил будут обсуждаться в Профсоюзном комитете, начальной организации «Союза молодежи», Совете женщин и Совете родителей, и в зависимости от их решения будет применяться практика направления письменных уведомлений о поведении члена коллектива в местный квартальный орган.

Раздел 13. Заключительные положения

 

13.1. Настоящие «Правила» этики утверждены решением Педагогического совета Профессиональной школы от 24 ноября 2023 года, протокол № 8.

13.2. Каждый человек, принимаемый в ряды учащихся или на работу в профессионально         й школе, обязан ознакомиться с данными «Правилами» и подписать обязательство о соблюдении их.